Новости
/ От первого лица: Александр Левинталь

От первого лица: Александр Левинталь

10
июля
2017
От первого лица: Александр Левинталь
От первого лица: Александр Левинталь

Участником проекта ДВИУ-филиала РАНХиГС «От первого лица» стал губернатор Еврейской автономной области Александр Левинталь.

Интервью о том, как Александр Борисович набирает специалистов в свою команду и каким видит идеального кандидата на госслужбу.

Успешный управленец должен быть не только лидером, но и профессионалом в определенной сфере – Александр Левинталь

Как вы оцениваете нынешний уровень специалистов в сфере государственного и муниципального управления?

Управленческие кадры - сложнейшая проблема. Причем не только наша, это вообще проблема современной России. Я глубоко в нее погружен, поскольку в административных органах прошел путь от замначальника отдела до губернатора. К тому же я преподавал в академии госслужбы и других вузах, мог и теоретически, и практически изучать этот вопрос.
Пока, на мой взгляд, система подготовки управленцев хромает. Я вспоминаю партийную систему: если убрать ее идеологический аспект, это была хорошая система. Она была отработана с точки зрения подготовки кадров. Как отбирали специалистов? Сначала смотрели где-то на производстве людей с задатками лидера, кого-то выделяли, двигали в промышленные отделы в партийных органах. Там человек проходил предварительную «обкатку». Потом его вели дальше, где-то он выходил на должность секретаря райкома, скажем. И чтобы попасть на должность первого секретаря райкома в городе, сначала надо было отработать в районе – ты, что называется, должен был «походить по земле». И, прежде чем двигать дальше, тебя обязательно направляли в ВПШ (ныне – ДВИУ РАНХИГС, прим ред.), чтобы получить высшее партийное образование. Здесь был очень серьезный преподавательский состав!
Конечно, качество подготовки управленческих команд надо повышать. Что-то можно и из партийной системы перенять – почему нет? На мой взгляд, иногда обучение формализовано. Когда я пришел в ДВАГС первый раз, сидел в комиссии на госэкзамене, был поражен. Преподаватель задает студенту вопрос по антимонопольному праву – и я тогда увидел страшный разрыв теории с практикой. Тем более, что тогда при переходе к рыночной экономике, оставались те же преподаватели, что были и при советской действительности. А что они знали об этом? Ну почитали «Экономикс», чтобы что-то понимать. Они ни дня не работали на государственной службе.

Я работал в академии госслужбы не из-за денег. Я преподавал, вел дипломников с середины 90-х до 2012 года.

Мне представлялось важным, чтобы от практиков шел заказ, или какие-то подсказки – в каком направлении готовить молодежь. Чтобы они приходили потом и сразу встраивались в управленческую команду.

Когда преподаватель вообще не представляет – каково это, в каком-то министерстве работу построить, как он может учить? Это ведь создает проблему для тех молодых людей, которые идут на госслужбу.

Есть ли какая-то специфика, характерная только для ЕАО?
Для ЕАО подготовка управленцев – особая проблема. Где отбирать людей с задатками лидеров, с потенциалом управленцев? В Хабаровском крае можно было «присмотреть» перспективные кадры, например, на ДВЖД, на нефтезаводе, у корабелов, авиастроителей. Все-таки всегда были крупные организации, где была возможность отобрать будущих управленцев в госорганы. А в Биробиджане этого нет вообще. Способная молодежь не видит перспектив. И в этой ситуации человеческий капитал крайне просел. Хотя у нас огромные возможности для развития. У ЕАО – первое место в мире по залежам графитов, мы в пятерке по бруситам, огромные месторождения железной руды. И все близко – практически на Транссибе. И даже на купюре пятитысячной – посмотрите: это же не только ваш мост, это же наш берег!

Но у нас в очереди на госслужбу не стоят, зарплата не высокая в регионе. При этом наши люди работают в более сложных условиях. Смотрите: что такое в Хабаровском крае, скажем, минприроды? Там куча народу, специалисты разные. И каждый занимается какой-то узкой сферой. Что такое у нас аналогичное подразделение? Человек, который там сидит, не занимается одной лесной отраслью. У него вдобавок – рыбная отрасль, экология, что-то еще. Этот специалист – многостаночник. Представляете, как быть одновременно компетентным во всех направлениях?

К чему еще надо готовиться потенциальному кандидату в вашу команду?

- Я уже отметил, что госслужащий должен быть универсалом. А это не есть хорошо. К тому же и заработать много не может. Я, кстати, два года назад отменил премии для чиновников, то есть стимулов особых нет. Жилье служебное мы не строим, а имеющегося крайне мало. Мы его стараемся отдавать врачам.


И как вы подбираете управленцев?

Когда я только приступал к обязанностям, мы проводили мероприятие в рамках программы «Дальневосточный вызов». Хотелось понимать, кто из молодежи может пойти в команду нового губернатора. Тогда при содействии московских специалистов, представителей Агентства стратегических инициатив, отобрали 20 человек – потенциальных кандидатов для работы в областном правительстве и 20 человек мне в Москве подобрали. Из местных человек семь уже работают в агентстве стратегического развития, управлении культуры и в других структурах. .

И вот недавно у меня была встреча с молодежью. Есть люди, которые жаждут чего-то добиться, которые могут что-то делать руками, головой. Таких надо отбирать и учить работать в команде. А параллельно – создавать условия для жизни тем, кто хочет оставаться жить на родине. Есть определенные идеи по этому поводу.


Как понять вчерашнему школьнику, что ему стоит пойти учиться на чиновника?

Конечно, одно дело – выбирать направление деятельность в 20-30 лет, когда за плечами есть какой-то жизненный опыт, другое – в 17-18 лет. Конечно, есть у каждого определенные наклонности, но в столь юном возрасте все равно сложно сделать выбор. Когда поступал, я даже себе во сне не мог представить, что буду чиновником, заместителем полпреда Президента.

Я изначально шел учиться на экономиста, потому что мне нравились математика и география. Мне кажется, нужна система тестирования, причем на самых ранних этапах школьной учебы. Тогда уже начнет складываться понимание, куда двигаться. Самостоятельный выбор все-таки больше опирается на чувства, предчувствия. А научно обоснованные методики – им надо больше доверять. Я, кстати, советую еще в младших классах увлекать детей игрой в шахматы – это развивает и логику, и стратегическое мышление. Весьма полезно. Что касается будущих специалистов муниципальной или государственной службы, их, наверное, можно выделять еще в школе – по лидерским качествам, умению повести за собой ровесников, организовать их.

Как считаете, спрос на управленческое образование сейчас есть?
- Да, все-таки престиж госслужбы – он есть. Хорошо, если он будет таким, как в Японии. Там конкурс на управленческие специальности достигает 19 человек на место. А все почему? Это такая стабильная система, некий клан, попав в который ты получишь гарантированное, пусть и не очень большое, обеспечение и карьерный рост.

У нас немного извращено представление о работе чиновника. Многие как считают: при власти – значит, много денег получаешь. В коммерции можно заработать куда больше. Но в госвласти есть свои плюсы.

И все же, кому «показана» дорога в органы власти?

Считаю, что здесь важно иметь две ипостаси: одну – некую профессиональную (лесники, связисты, медики и т.п.) и другую - организационно-управленческую. Бывают, конечно, менеджеры, способные тянуть любое направление. Но все-таки лучше, если менеджментом занимается специалист, изнутри знающий сферу, которой он руководит.
Если студент на этапе обучения начинает понимать – куда он будет двигаться, в макроэкономику (стратегическое планирование), управление здравоохранением, организацию образования, он будет куда более ценным чиновником в будущем. Хотя опять приведу пример Японии: там обязательно раз в три года госслужащего двигают на новое место. При этом движение не обязательно вертикальное, как у нас принято. Человек мог работать в образовании, его перемещают в здравоохранение. Я интересовался – как это. Говорили, что проводят анкетирование, выявляют склонности, направляют работников на обучающие курсы. Такая вот система горизонтальной ротации. Для меня в свое время это было открытием!
Движение обязательно должно быть. Хотя я сам проработал с 1993 по 2009 год министром экономики Хабаровского края. 16 лет! Это ведь вроде неправильно. Но объект управления у нас постоянно менялся. Сначала это была плановая экономика, а потом мы переходили на рыночную. И тогда к министерству экономики относился и туризм, и научные подразделения, информационный центр, взаимодействие с краевой думой было на нас. И все это называлось министерством экономики. Совокупность лидерских качеств с некой профилизацией – вот что, на мой взгляд, даст качественного управленца.

Хотя широкого профиля управленцы тоже нужны. Губернатор, например, за все отвечает.

Нужно постоянно учиться. Например, узнал, что такое «тромболизис»! Оказывается, это укол такой, замедляющий движение оторвавшегося тромба. Если человеку сделать его сразу, как только это случилось, его можно спокойно довезти до клиники в Хабаровске. Внедрили это в практику в ЕАО, в прошлом году более 60 человек так спасли!

СПРАВКА:
А.Б.Левинталь родился в 1957 г. в г. Биробиджане Еврейской автономной области.

Окончил Хабаровский политехнический институт по специальности "Экономика и организация машиностроительной промышленности".

1979 – 1990 гг. – научная работа в институте экономических исследований ДВНЦ АН СССР, г. Хабаровск;

1990 – 1992 гг. - заместитель начальника, начальник отдела экономического анализа, совершенствования хозяйственного механизма и управления, начальник отдела экономического потенциала территории и новых форм хозяйствования главного управления по экономике Хабаровского краевого исполкома;

1992 – 1993 гг. - первый заместитель председателя комитета по экономике, и.о. председателя комитета по экономике администрации Хабаровского края;

1993 – 2000 гг. - заместитель главы администрации Хабаровского края, председатель комитета по экономике;

2000 – 2002 гг. - председатель комитета по экономике, и.о. первого заместителя главы администрации Хабаровского края по экономике;

2002 – 2009 гг. - заместитель Председателя Правительства края – министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края;

2009 – 2013 гг. - заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе;

в 2013 г. - исполнял обязанности ректора Дальневосточного государственного гуманитарного университета;

с октября 2013 года по февраль 2015 года - первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края по экономическим вопросам.

24 февраля 2015 года Указом Президента РФ назначен временно исполняющим обязанности губернатора Еврейской автономной области до вступления в должность лица, избранного губернатором Еврейской автономной области.

22 сентября 2015 года приступил к исполнению обязанностей губернатора Еврейской автономной области.

Доктор экономических наук, профессор. Имеет звание "Заслуженный экономист Российской Федерации". Награжден орденом Дружбы. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса.

Дата:  10.07.2017 03:01:00

<<



Анонсы

Все анонсы




Контакты

Схема проезда
Контакты
680000, г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33

Телефон:+7 4212 30-65-49
Факс:8 4212 30-47-48
E-mail:info@dviu.ranepa.ru

График работы:
понедельник – пятница с 8-30 до 17-30
обед с 13-00 до 14-00
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
680000, г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33, каб.109-0
Вход со стороны площади Ленина

Телефон:+7 4212 30-54-69
E-mail:pk@dviu.ranepa.ru
Противодействие коррупции
Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений – Дьяченко Ирина Александровна

Телефон:
+7 4212 31-45-71
Карта сайта