Новости
/ Социальный контракт как инструмент партнерства власти и общества в решении проблем бедности: мнение экспертов Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС

Социальный контракт как инструмент партнерства власти и общества в решении проблем бедности: мнение экспертов Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС

20
октября
2020
Социальный контракт как инструмент партнерства власти и общества в решении проблем бедности: мнение экспертов Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС

Социальный контракт как инструмент партнерства власти и общества в решении проблем бедности: мнение экспертов Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС

Одной из национальных целей развития Российской Федерации является сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Один из основных индикаторов достижения этой цели - снижение к 2030 году уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом.

Достижение запланированного результата является весьма сложной задачей, в том числе по следующим обстоятельствам.

Во-первых, сложность решения проблемы бедности в стране и в том числе в Дальневосточном федеральном округе обостряется общеизвестными проблемами эпидемии коронавирусной инфекции. При этом задача борьбы с бедностью носит ключевой и первостепенный характер для всех органов власти. Руководством страны на это обращается особое внимание.

Во-вторых, по оценке кандидата социологических наук, доцента, заведующего кафедрой менеджмента и предпринимательского права Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС Сидоровой Натальи Петровны, при сохранении сложившейся за последние пять лет тенденции сокращения доли населения Хабаровского края с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (2015 г. - 13,4%, 2016 г. – 13%, 2017 – 12,5%, 2018 – 12.2%, 2019 г. – 12,2%) прогнозируемый уровень бедности в крае не достигнет к 2030 году запланированного целевого индикатора.

Очевидно, что решение такого рода задач требует консолидации усилий не только всех органов публичного управления, в том числе органов социальной защиты, занятости населения, структур по поддержке предпринимательства, но и самих граждан.

По сути, должен быть создан и эффективно функционировать механизм партнерства.

Одним из таких эффективных инструментов борьбы с бедностью признан социальный контракт.

Именно он позволяет связать партнерские отношения государства и гражданина:

·      с одной стороны - по поддержке текущих доходов семьи;

·      с другой (и это особенно важно) - по преодолению причин бедности в долгосрочной перспективе.

По сути, социальный контракт – это пошаговая дорожная карта по выводу из бедности конкретного человека и конкретной семьи.

Социальный контракт становится по-настоящему комплексной мерой поддержки. Об этом, по оценке Минтруда, свидетельствует опыт ряда регионов пилотной группы, в частности, Нижегородской, Новгородской областей, Республики Мордовия, Чувашия Удмуртия.

Более 70000 социальных контрактов заключено в стране за 7 месяцев 2020 года с объемом софинансирования около 7000 млн руб.

Из дальневосточных субъектов Российской Федерации в состав пилотной группы (21 регион) вошел Приморский край, в котором с начала 2020 года было заключено более 1000 социальных контрактов, в том числе 35% нуждающихся средства понадобились для поиска работы, 9% — чтобы начать своё дело.[1]

В Хабаровском крае за 7 месяцев 2020 года заключено 1224 контракта на 19,6 млн руб.[2] Основная целевая направленность социальных контрактов в Хабаровском крае была связана с подготовкой детей к школе (47%) и развитием личного подсобного хозяйства (30%). Указанные направления и сегодня не теряют своей актуальности.

Однако, по мнению доктора философских наук, профессора кафедры философии, истории, государства и права Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС Вальковской Виктории Викторовны, необходимо учитывать следующее. Экскурс в историю теоретического исследования бедности свидетельствует, что с XIX века бедность позиционируется на всех уровнях общественного сознания, включая научный, как социальное зло, которое необходимо либо признать неизбежным, либо преодолеть. А гарантом преодоления бедности признается труд.

Неслучайно сегодня федеральным центром ставится задача перед регионами по приоритетной структуре заключения социальных контрактов для достижения устойчивого повышения доходов граждан:

на открытие собственного дела – не менее 10%,

на трудоустройство – не менее 20%,

на развитие личного подсобного хозяйства - не более 20%,

на преодоление трудной жизненной ситуации - не более 30% .

Для решения этой задачи целесообразно расширение партнерских отношений.

К традиционному механизму взаимодействия участников подготовки, заключения и реализации социального контракта, в котором в качестве партнеров выступают органы государственного управления и гражданин, может подключиться практически все население региона. Одним из активных участников партнерства могут стать научно-образовательные структуры (например, образовательные организации высшего образования).

В частности, в рамках механизма социального контракта целесообразно развивать следующие направления партнерских отношений:

просвещение, обучение целевых групп населения и консультационное сопровождение реализации социальных контрактов (партнеры: органы государственного управления, научно-образовательные организации, население);

исследование лучших практик внедрения социальных контрактов (партнеры: органы государственного управления, научно-образовательные организации);

подготовка банка модельных социальных контрактов - типовых «бизнес-планов» социальных контрактов (партнеры: органы государственного управления, научно-образовательные организации);

мониторинг состояния уровня бедности, внедрения и оценки эффективности социальных контрактов (партнеры: органы государственного управления, научно-образовательные организации, население).

Детализация организации такого механизма партнерства может стать частью региональной программы снижения бедности.

Материал подготовлен группой научно-педагогических работников Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС – участников круглого стола «Бедность как феномен научного познания и предмет государственного управления» (28.09.2020 г.).




[1] https://vostokmedia.com/news/society/23-09-2020/v-primorie-sotsialnuyu-pomosch-poluchayut-bolee-tysyachi-grazhdan


[2] https://www.gubernia.com/news/society/bolshe-zhiteley-khabarovskogo-kraya-smozhet-vospolzovatsya-sotsialnym-kontraktom/





Дата:

<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Контакты
680000, г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33
Телефон: +7 4212 30-65-49
Факс: 8 4212 30-47-48
E-mail: info-dviu@ranepa.ru
График работы:
понедельник – пятница с 8-30 до 17-30
обед с 13-00 до 14-00

Приемная комиссия
680000, г.Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского,
33, каб.109-0
Вход со стороны площади Ленина

Телефон: +7 4212 30-54-69
E-mail: pk-dviu@ranepa.ru
Пресс-служба
680000, г.Хабаровск,
ул. Муравьева-Амурского, 33
Телефон: +7 4212 30-54-56
E-mail: ovr-dviu@ranepa.ru
Противодействие коррупции
Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений – Дьяченко Ирина Александровна

Телефон: +7 4212 31-45-71

Президентская академия – национальная школа управления